ПРОЕКТ постановления «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан КР
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики выносит на широкое общественное обсуждение проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год»
Предложения и замечания по вышеуказанному проекту направлять по следующему адресу: Министерство здравоохранения Кыргызской Республики, город Бишкек, ул. Московская, 148, кабинет 41, тел. 62 19 03 Cыдыгалиевой Б.О или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики
медико-санитарной помощью на 2011 год»
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», в целях повышения эффективности социальной защиты уязвимых групп населения Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Программу государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год;
- положение о средствах обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью;
положение о сооплате за медицинские услуги, предоставляемые организациями здравоохранения по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью;
положение о специальных средствах организаций здравоохранения в системе Единого плательщика.
2. Министерству финансов Кыргызской Республики и мэрии города Бишкек финансирование Программы государственных гарантий в рамках утвержденных бюджетов на 2011 год.
3. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики, Фонду обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики:
– разработать и утвердить нормативы финансирования организаций здравоохранения в системе Единого плательщика из средств утвержденного республиканского бюджета и обязательного медицинского страхования на 2011 год;
провести широкую разъяснительную работу среди населения и медицинских работников по условиям предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики по Программе государственных гарантий;
- запретить организациям здравоохранения осуществлять дополнительные сборы платежей с населения сверх сооплаты, вносимой пациентами в кассу организации, за исключением случаев превышения фактических расходов на лекарственное обеспечение пациента трехкратной средней стоимости стационарного лечения.
4. Установить, что руководители организаций здравоохранения, предоставляющих медико-санитарную помощь по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год, несут персональную административную ответственность за факты дополнительного сбора платежей с населения сверх сооплаты.
5. Признать утратившими силу после вступления в действие настоящего постановления:
постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 августа 2007 года № 363 «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью»;
постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 марта 2011 года № 100 «Об условиях предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики в 2010 году по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью»;
постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 апреля 2009 года № 269 «Об условиях предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики в 2009 году по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью»;
постановление Правительства Кыргызской Республики от 29 апреля 2008 года № 192 «Об условиях предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики на 2008 год по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью»;
постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 января 2006 года № 46 «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2006 год».
6. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел социального обеспечения, здравоохранения, труда, и миграции Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Проект
ПРОГРАММА
государственных гарантий по обеспечению граждан
Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год
I. Общие положения
1. Программа государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью обеспечивает реализацию прав граждан Кыргызской Республики на получение медико-санитарной помощи в организациях здравоохранения независимо от форм собственности, участвующих в данной программе.
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью на 2011 год (далее-ПГГ)- гарантированные объем, виды и условия предоставления медико-санитарной помощи гражданам в Кыргызской Республике.
2. Объемы медико-санитарной помощи в рамках ПГГ определяются в пределах финансирования здравоохранения из средств:
республиканского бюджета;
обязательного медицинского страхования.
3. Администрирование финансирования ПГГ осуществляется:
Единым плательщиком;
уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения в части льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на амбулаторном уровне и финансирования медицинских услуг из Фонда высоких технологий.
4. Медицинские и фармацевтические услуги по ПГГ предоставляются организациями здравоохранения и аптечными учреждениями, заключившими договоры на исполнение ПГГ и дополнительной программы обязательного медицинского страхования (далее – ДП ОМС) с Единым плательщиком.
5. Условием предоставления бесплатной и льготной медико-санитарной помощи в рамках ПГГ является наличие документа, удостоверяющего право на льготы, а также направления на лабораторно-диагностические исследования, госпитализацию в стационар специалистов:
групп семейных врачей (далее – ГСВ), семейных врачей, врачей общей практики;
Центров семейной медицины (далее – ЦСМ);
Центров общеврачебной практики (далее – ЦОВП);
специалистов ведомственной медицинской службы;
специалистов врачебно-военной комиссии;
консультативно-диагностических отделений стационаров (далее – КДО).
II. Виды медико-санитарной помощи
6. ПГГ обеспечивает следующие виды медико-санитарной помощи:
первичная медико-санитарная помощь;
специализированная медицинская помощь;
медико-социальная помощь.
Кроме того:
лекарственное и вакцинное обеспечение;
иммунопрофилактика;
медицинская помощь, предоставляемая за счет Фонда высоких технологий.
§ 1. Первичная медико-санитарная помощь
7. Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается:
фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов;
врачами ГСВ, семейными врачами;
специалистами ЦСМ;
специалистами ЦОВП.
8. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется обслуживаемым (приписанным к ГСВ) гражданам Кыргызской Республики бесплатно в следующем объеме:
8.1. Профилактика:
проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни;
проведение иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок и по эпидемиологическим показаниям;
противоэпидемическая работа (в очагах инфекции);
обучение больных и членов их семей самоконтролю, само- и взаимопомощи.
8.2. Диагностика:
а) прием врача;
б) базовые лабораторные и диагностические исследования при наличии направления от специалиста:
общий анализ крови;
- общий анализ мочи и микроскопия мочевого осадка;
– микроскопия уретрального мазка;
– микроскопия вагинального мазка;
- анализ мокроты (микроскопия мазка);
- определение сахара в крови по показаниям;
- определение сахара в моче по показаниям;
- электрокардиограмма по показаниям;
- ультразвуковые исследования женщинам, вставшим на учет по поводу беременности в соответствии с клиническими протоколами.
8.3. Лечение:
оказание неотложной медицинской помощи;
иммобилизация;
назначение медикаментозного лечения;
проведение медицинских инъекций (внутривенных, внутримышечных, подкожных).
9. Лабораторно-диагностические исследования и лечение, сверх мероприятий, указанных в пункте 8, предоставляются:
9.1. Бесплатно гражданам, указанным в разделах I и II Перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение медико-санитарной помощи (далее – Перечень).
9.2. С оплатой 50 процентов стоимости медицинской услуги по прейскуранту цен следующим гражданам:
гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе самостоятельно уплачивающим взносы на обязательное медицинское страхование;
детям с 5 лет и до достижения ими возраста 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений – до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет);
пенсионерам и ветеранам труда в возрасте до 70 лет;
гражданам, имеющим полис обязательного медицинского страхования;
лицам, получающим социальные пособия.
9.3. С оплатой полной стоимости медицинской услуги по прейскуранту цен – остальным гражданам.
§ 2. Скорая медицинская помощь
10. Скорая медицинская помощь – вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным показаниям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный случай, травма, отравление, другие состояния и заболевания), предоставляемой:
станциями скорой медицинской помощи;
отделениями скорой медицинской помощи при Центрах семейной медицины;
отделениями санитарной авиации;
при обращении в группы семейных врачей и Центр общеврачебной практики.
11. Скорая медицинская помощь оказывается всем гражданам Кыргызской Республики бесплатно.
§ 3. Специализированная медико-санитарная помощь
в амбулаторных условиях
12. Специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается специалистами:
амбулаторно-диагностических отделений стационаров (далее – АДО);
КДО;
Центров семейной медицины.
13. Специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях предоставляется обслуживаемым гражданам Кыргызской Республики бесплатно в объеме, указанном в пунктах 8.2. и 8.3. настоящей ПГГ.
14. Лабораторно-диагностические исследования и лечение, сверх мероприятий указанных в пунктах 8.2. и 8.3. настоящей ПГГ и за исключением дорогостоящих лабораторных и диагностических исследований и манипуляций, приведенных в пункте 15 настоящей ПГГ, предоставляются:
гражданам, указанным в разделах I и II Перечня – бесплатно;
остальным гражданам – по прейскуранту цен на медицинские услуги.
15. Граждане независимо от наличия прав на льготы оплачивают стоимость по прейскуранту цен следующих дорогостоящих исследований и манипуляций:
ангиография периферических сосудов, сосудов головного мозга и внутренних органов;
ангиокардиография при пороках сердца;
гемосорбция;
гемодиализ;
компьютерная томография;
коронарография;
плазмоферез;
ядерно-магнитно-резонансная томография;
литотрипсия.
Дорогостоящие лабораторные и диагностические исследования и манипуляции при наличии направления соответствующего специалиста:
- инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны дорогостоящие лабораторные и диагностические исследования и манипуляции, предоставляются бесплатно.
§ 4. Стационарная помощь
16. Стационарная помощь всем гражданам, поступившим в стационары по экстренным показаниям, предоставляется бесплатно.
После выведения из состояния, угрожающего жизни, стабилизации показателей гемодинамики и дыхания, пациенты переводятся на:
обслуживание по условиям предоставления плановой стационарной помощи, как имеющие направление на госпитализацию;
или на лечение в амбулаторных условиях.
17. Плановая стационарная помощь при наличии направления на госпитализацию предоставляется:
а) бесплатно гражданам, указанным:
в разделе I Перечня, но не более двух плановых госпитализаций в год (за исключением детей до 5 лет);
в разделе II Перечня, по основному заболеванию.
б) с условием внесения сооплаты минимального размера следующим гражданам:
женщинам с патологией беременности при стационарном лечении (по основному диагнозу);
женщинам, поступающим по поводу прерывания беременности по социальным и медицинским показаниям;
женщинам, поступающим на роды;
пенсионерам в возрасте до 70 лет;
ветеранам труда в возрасте до 70 лет;
лицам, получающим социальные пособия;
больным острым бруцеллезом;
больным малярией;
больным тяжелыми формами острого вирусного гепатита.
в) с условием внесения сооплаты среднего уровня следующим гражданам:
гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе самостоятельно уплачивающим взносы на обязательное медицинское страхование;
детям с 5 лет и до достижения ими возраста 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений – до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет);
- лицам, занятые в сельском хозяйстве и уплачивающие взносы на обязательное медицинское страхование;
– лицам, самостоятельно уплачивающие взносы на обязательное медицинское страхование;
- военнослужащим, при наличии полиса обязательного медицинского страхования.
г) с условием внесения сооплаты максимального уровня остальным гражданам, не указанным в подпунктах а), б), в) пункта 17 настоящей ПГГ.
18. Плановая стационарная помощь гражданам, не имеющим направления на госпитализацию, оказывается без предоставления льгот независимо от наличия прав на льготы. При этом пациенты вносят сооплату в размере утвержденной средней стоимости лечения.
19. Размеры сооплаты приведены в приложении № 2 к настоящей ПГГ и дифференцируются в зависимости от наличия направления, прав на льготы, профиля заболевания и оказанной услуги. В зависимости от профиля заболевания и оказанной услуги устанавливается:
сооплата терапевтического профиля;
сооплата хирургического профиля.
20. Сооплату терапевтического профиля оплачивают пациенты за следующие медицинские услуги:
терапевтическое стационарное лечение;
операции и манипуляции по перечню малозатратных хирургических и гинекологических операций и манипуляций, утвержденному уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения;
лечение в хирургическом и гинекологическом отделениях без проведения операции.
21. При стационарном лечении не допускается взимание дополнительной оплаты за проведение необходимых консультаций, лабораторных и диагностических исследований (за исключением дорогостоящих лабораторных и диагностических исследований и манипуляций, указанных в пункте 15 настоящей ПГГ).
22. Госпитализация пациентов, имеющих направление на госпитализацию и прошедших предварительное обследование на догоспитальном этапе, осуществляется без дополнительного обследования в АДО/КДО стационара.
Медицинская помощь, предоставляемая за счет средств
Фонда высоких технологий
23. Граждане Кыргызской Республики, нуждающиеся в высокотехнологических и дорогостоящих методах лечения, могут получить его с оплатой частично или полностью за счет средств Фонда высоких технологий (далее -ФВТ), в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.
24. Решение о предоставлении услуги и сумме возмещения стоимости лечения за счет средств ФВТ каждому конкретно пациенту принимает экспертный совет при уполномоченном государственном органе Кыргызской Республики в области здравоохранения на основании заявок организаций здравоохранения и листов ожидания.
25. Листы ожидания формируются специализированными комиссиями организаций здравоохранения, оказывающими высокотехнологичные и дорогостоящие виды медицинских услуг в соответствии с утвержденными региональными квотами лечения пациентов и сроками направления больного на госпитализацию.
26. При госпитализации пациент получает развернутую информацию о прейскурантной стоимости лечения и источниках его покрытия за счет средств фонда высоких технологий, государственного бюджета, обязательного медицинского страхования и индивидуального размера сооплаты.
§ 5. Медико-социальная помощь
Стоматологическая помощь
27. Стоматологическая помощь предоставляется стоматологическими поликлиниками и стоматологическими отделениями (кабинетами) ЦСМ.
28. Всем гражданам Кыргызской Республики бесплатно предоставляются следующие виды стоматологической помощи:
обучение населения санитарно-гигиеническим навыкам по уходу за зубами и слизистой оболочкой полости рта;
профилактические осмотры полости рта всех детей до 5 лет, в детских дошкольных образовательных организациях, учащихся средних общеобразовательных организаций, женщинам, вставшим на учет по поводу беременности;
санация полости рта детям до 5 лет, женщинам, вставшим на учет по поводу беременности.
29. Специализированная стоматологическая помощь в амбулаторных условиях предоставляется гражданам по Прейскуранту цен, утвержденному в установленном порядке.
III. Лекарственное и вакцинное обеспечение
30. Лекарственное обеспечение исполнения ПГГ определяется в объемах финансирования организаций здравоохранения из средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования и сооплаты населения за медицинские услуги по утвержденному Перечню жизненно-важных лекарственных средств Кыргызской Республики (далее – ПЖВЛС) .
31. В соответствии с ПГГ лекарственное обеспечение предоставляется:
при оказании скорой /неотложной/ экстренной медицинской помощи;
при оказании антирабической помощи;
при иммунопрофилактике;
на амбулаторном уровне при отдельных заболеваниях по клиническим показаниям;
при оказании стационарной помощи.
§ 6. Лекарственное обеспечение при оказании скорой/ неотложной/ экстренной медицинской помощи
32. Всем гражданам при оказании скорой/неотложной/экстренной медицинской помощи лекарственные средства и изделия медицинского назначения (далее – ЛС и ИМН) предоставляются бесплатно в соответствии с Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, определяемым уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения для оказания скорой/неотложной/экстренной медицинской помощи.
§ 7. Лекарственное обеспечение при оказании антирабической помощи
33. Оказание антирабической помощи пациенту по эпидемиологическим показаниям при опасности заражения бешенством осуществляется бесплатно.
34. Антирабическая помощь пациенту оказывается Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ЦСМ, ЦОВП, стационарами.
§ 8. Иммунопрофилактика
35. Иммунопрофилактика/вакцинация в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям проводится бесплатно всем гражданам Кыргызской Республики.
36. Иммунопрофилактика/вакцинация в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям осуществляется Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ЦСМ, ЦОВП, стационарами.
§ 9.Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение граждан Кыргызской Республики на амбулаторном уровне при отдельных заболеваниях
37. Для больных хроническими заболеваниями, требующими длительного или постоянного применения лекарственных средств, лекарственная помощь предоставляется бесплатно при следующих заболеваниях:
сахарный диабет инсулинозависимый;
сахарный диабет инсулинонезависимый;
несахарный диабет;
гемофилия;
туберкулез.
С возмещением 100% базисной цены лекарственного средства, утверждаемой постановлением Правительства Кыргызской Республики :
онкологические заболевания в терминальной стадии;
параноидная шизофрения и хронические бредовые расстройства;
аффективные расстройства различного генеза;
эпилепсия;
бронхиальная астма.
38. ЛС и ИМН отпускаются бесплатно в соответствии с нормами отпуска, указанными в Таблице №1, через ЦСМ/ГСВ, ЦОВП, в г. Бишкек – через городской эндокринологический диспансер (далее – ГЭД).
Порядок учета, хранения и отпуска ЛС и ИМН устанавливается уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения и Единым плательщиком (см. таблицу №1, приложение №3 к ПГГ).
39. Лекарственными средствами через аптечную сеть по льготным рецептам, выписываемым фельдшерами ФАП, врачами ГСВ, специалистами ЦСМ, ЦОВП и Центра психического здоровья, обеспечиваются в соответствии с нормами отпуска, указанными в Таблице № 2:
больные параноидной шизофренией;
больные аффективными расстройствами различного генеза;
больные эпилепсией;
больные бронхиальной астмой;
онкологические больные в терминальной стадии.
39.1. Право на льготное лекарственное обеспечение при указанных заболеваниях имеют граждане Кыргызской Республики, приписанные и состоящие на учете в ГСВ, имеющие 14-значный идентификационный номер Социального фонда. Для онкологических больных допускается предъявление документа, подтверждающего личность пациента без персонификации.
39.2. В исключительных случаях, при отсутствии в сельской местности аптечных учреждений, имеющих право на реализацию наркотических, психотропных и сильнодействующих препаратов, ЦСМ/ЦОВП, по согласованию с Фондом ОМС, могут бесплатно обеспечивать ЛС и ИМН больных онкологическими заболеваниями в терминальной стадии, параноидной шизофренией, хроническими бредовыми расстройствами, аффективными расстройствами различного генеза, эпилепсией, бронхиальной астмой за счет средств бюджета ЦСМ/ЦОВП (см. табл. № 2, приложение № 3 к ПГГ).
40. Граждане, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, обеспечиваются лекарственными средствами по ДП ОМС через аптечную сеть.
40.1. Перечень лекарственных средств по ДП ОМС составляется на основе ПЖВЛС. Дополнительно в этот перечень могут быть включены лекарственные средства в пределах 10% генерических наименований, не вошедших в ПЖВЛС.
40.2. Рецепты на лекарственные средства по ДП ОМС выписываются семейными врачами, врачами ГСВ, ЦСМ, и в исключительных случаях заведующими ФАП только гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, после проверки их статуса на застрахованность.
41. Отпуск лекарственных средств в соответствии с льготами, указанными в пунктах 39 и 40 настоящей ПГГ, осуществляется аптечными учреждениями, заключившими договор с Единым плательщиком.
41.1. Гражданами, имеющими льготный рецепт на лекарственные средства, оплачивается разница между розничной ценой лекарственного средства и ценой возмещения, установленной Единым плательщиком.
41.2. Лекарственные средства по льготным рецептам по поручению больного может получить родственник больного при предъявлении документа, подтверждающего родственные отношения и рецепт.
42. Порядок выписки рецептов льготной категории, указанных в пп. 39, 40 отпуска лекарственных средств и их оплаты определяется Единым плательщиком по согласованию с уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения.
§ 10. Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при оказании стационарной помощи
43. Лекарственное обеспечение граждан в стационарных условиях осуществляется за счет средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования, специальных средств, сооплаты, а также гуманитарной помощи и других средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, в рамках больничного списка ЛС и ИМН, составляемого на основе ПЖВЛС, и утверждаемого руководителем по согласованию с Единым плательщиком.
44. В Больничный список ЛС и ИМН дополнительно могут быть включены лекарственные средства в соответствии с профилем и спецификой стационара, но в пределах 20% генерических наименований, не вошедших в ПЖВЛС.
45. Назначение ЛС и ИМН по генерическим наименованиям отражается в медицинской карте стационарного больного.
46. Организации здравоохранения обеспечивают наглядную информацию о наличии ЛС и ИМН в доступном для пациента месте.
47. В случаях, если фактические расходы на лекарственное обеспечение пациента превышают трехкратную среднюю стоимость лечения, утвержденную Единым плательщиком, лечебно-контрольная комиссия стационара вправе принять решение об оплате дополнительных расходов на лекарственные средства для дальнейшего лечения за счет средств пациента, независимо от наличия его прав на льготы.
IV. Мониторинг и оценка реализации ПГГ
48. Мониторинг и оценка ПГГ проводится уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения и Единым плательщиком на основе индикаторов, отражающих состояние здоровья населения, эффективность и качество предоставляемых медицинских услуг, изучения мнения пациентов о доступности и качестве оказываемых медицинских услуг.
Приложение № 1
к Программе государственных гарантий
медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики на 2011 год
ПЕРЕЧЕНЬ
категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение
медико-санитарной помощи
Раздел I
Категории граждан, имеющих право на бесплатное получение медико-санитарной помощи на амбулаторном уровне и в стационарах по социальному статусу
1. Участники Великой Отечественной войны
2. Инвалиды Великой Отечественной войны и баткенских событий
3. Граждане, пострадавшие в ходе боевых действий в борьбе с международным терроризмом и
ставшие инвалидами
4. Граждане, награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную
воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны
5. Бывшие узники концлагерей
6. Блокадники города Ленинград
7. Лица, награжденные орденом «Баатыр эне» и орденом «Мать-героиня»
8. Граждане, подвергшиеся в годы Великой Отечественной войны незаконной насильственной мобилизации в рабочие колонны (трудармию) и впоследствии реабилитированные
9. Герои Советского Союза и лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней
10. Герои Социалистического Труда
11. Граждане, удостоенные высшей степени отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры», награжденные орденом «Манас» I степени
12. Участники боевых действий на территории других государств
13. Граждане и члены их семей, дети первого и последующих поколений, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
14. Лица с ограниченными возможностями здоровья, получившие ранения и увечья при исполнении обязанностей воинской службы
15. Члены семей погибших, а также граждане Кыргызской Республики, пострадавшие в событиях 6-7 апреля, 13-14 мая 2010 года и июньских событиях 2010 года в гор.Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях
16. Лица с ограниченными возможностями здоровья I и II группы вследствие трудового увечья, профессионального или общего заболевания
17. Лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху
18. Лица с ограниченными возможностями здоровья с детства
19. Ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет
20. Дети в возрасте до 5 лет (4 года 11 месяцев 29 дней)
21. Дети-сироты, проживающие в государственных детских домах, семейных детских домах (приемных семьях), интернатах для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
22. Граждане, проживающие в домах престарелых и интернатах
23. Граждане, подлежащие призыву на действительную воинскую службу, направленные военно-врачебными комиссиями на медицинское обследование на амбулаторном уровне или лечение в условиях стационара
24. Военнослужащие срочной службы в случаях невозможности оказания квалифицированной медицинской помощи в ведомственных организациях здравоохранения, в период прохождения военной службы
25. Лица, живущие с ВИЧ/СПИД
26. Дети в возрасте до 16 лет из многодетных малообеспеченных семей, имеющих 4-х и более несовершеннолетних детей (учащиеся образовательных организаций – до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет) при предъявлении справки органов социальной защиты
27. Пенсионеры в возрасте 70 лет и старше.
Раздел II
Категории граждан, имеющих право на бесплатное получение медико-санитарной помощи по клиническим показаниям основного заболевания на амбулаторном и стационарном уровнях
1. Женщины с послеродовыми осложнениями в течение 10 недель после родов
2. Больные туберкулезом
3. Больные бронхиальной астмой
4. Больные врожденным сифилисом, больные сифилисом в возрасте до 18 лет
5. Больные психическими заболеваниями (параноидная шизофрения, хронические бредовые расстройства, аффективные расстройства различного генеза)
6. Больные сахарным диабетом
7. Больные несахарным диабетом
8. Больные с поствакцинальными осложнениями
9. Контактные лица и больные заболеваниями, вызванными особо опасными и карантинными инфекциями (чума, холера, брюшной тиф, паратиф, сибирская язва)
10. Больные бешенством и лица, имевшие контакт с больным и возможность заражения бешенством
11. Больные менингококковым менингитом
12. Больные дифтерией
13. Больные гемофилией
14. Лица, находящиеся под предварительным следствием, а также лица, отбывающие наказание, в том числе по приговору суда, при возникновении неотложного состояния, угрожающего жизни пациента, в случае невозможности оказания медицинской помощи в пенитенциарных организациях здравоохранения
15. При обследовании и лечении на амбулаторном уровне – женщины, вставшие на учет по поводу беременности
Приложение № 2
к Программе государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики на 2011 год
Размеры сооплаты при стационарном лечении в организациях здравоохранения Кыргызской Республики, работающих в системе Единого плательщика, на 2011 год
сом
Виды сооплаты | Стационары, за исключением республиканских | Республиканские стационары | ||
Сооплата терапевтического профиля | При наличии направления на госпитализацию | Минимальный уровень | 300 | 300 |
Средний уровень | 750 | 1040 | ||
Максимальный уровень | 1630 | 1920 | ||
Без направления | 3280 | 3860 | ||
Сооплата хирургического профиля | При наличии направления на госпитализацию | Минимальный уровень | 390 | 390 |
Средний уровень | 975 | 1350 | ||
Максимальный уровень | 2115 | 2500 | ||
Без направления | 4260 | 5015 |
Приложение №3
к Программе государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики на 2011 год
Таблица №1. Нормы отпуска лекарственных средств при отдельных заболеваниях
Наименование заболевания | Наименование ЛС и ИМН | Норма отпуска на 1 больногов год | Закупка |
Сахарный диабет инсулинозависимый | Инсулины, шприцы | по потребности | Министерство здравоохранения |
Сахарный диабет инсулинонезависимый | Глибенкламид 5мг. | 5 упаковок (600 таблеток) | Министерство здравоохранения |
Несахарный диабет | Десмопрессин 5мл. | 20 флаконов | Министерство здравоохранения |
Гемофилия | Криопреципитат 15мг. | 20 флаконов | Министерство здравоохранения |
Туберкулез | по программе DOTS | по потребности | Министерство здравоохранения |
Дети до 16 лет и старше, больные гемофилией, ранее получавшие лечение Фактором крови | Концентраты факторов VIII, IX | 6500 МЕ | Фонд ОМС |
Таблица № 2. Нормы отпуска лекарственных средств через аптечную сеть на льготных условиях при отдельных заболеваниях
Наименование заболевания | Наименование ЛС и ИМН | Норма отпуска на 1 больногов год |
Онкологические заболевания в терминальной стадии | 1. Кетопрофен,ампулы для инъекции;2.Тримеперидина гидрохлорид, ампулы для инъекцииилиМорфина гидрохлорид, ампулы для инъекции | 36 000 мг 4800 мг 3000 мг |
Параноидная шизофрения и хронические бредовые расстройства | 1. Галоперидол, таблетки, ампулы для инъекций2. Тригексифенидил, таблетки3. Клозапин, таблетки илиАминазин, таблетки | 2100 мг 720 мг 9000 мг 9000 мг |
Аффективные расстройства различного генеза | 1. Амитриптилин, таблетки 2. Клоназепам, таблетки | 13500 мг 360 мг |
Эпилепсия | 1.Фенобарбитал, таблеткиилиКарбамазепин, таблетки | 21000 мг 108000 мг |
Бронхиальная астма | 1. Сальбутамол, аэрозоль для ингаляций.2. Бекламетазон, аэрозоль для ингаляции3. Преднизолон, таблетки | 80 мг 60 мг/150 мг 3600 мг |
Справка-обоснование
к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики
«О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год»
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощью (далее – ПГГ) впервые была введена в действие постановлением Правительства Кыргызской Республики «О введении нового механизма финансирования учреждений здравоохранения Кыргызской Республики с 2001 года» от 9 января 2001 года № 5 с целью сбалансирования обязательств Правительства Кыргызской Республики по предоставлению медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики на основе имеющихся ресурсов и ежегодно утверждалась постановлением Правительства Кыргызской Республики.
В 2007 году была разработана рамочная Программа государственных гарантий, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью» от 24 августа 2007 года № 363. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Кыргызской Республики «Об условиях предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики в 2009 году по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью» от 30 апреля 2009 года № 269, действие Программы государственных гарантий, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 августа 2007 года № 363 было продлено на период 2008-2009 годов. Постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об условиях предоставления медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики в 2010 году по Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью» №100 от 09.03.2011г. предусматривается сохранение всех видов, условий и объемов льгот для категорий граждан республики, предусмотренных постановлением Правительства Кыргызской Республики» от 30 апреля 2009 года № 269.
В настоящее время ПГГ большей частью носит декларативный характер, особенно в части стационарной помощи, так как предоставляет право бесплатного и льготного медицинского обслуживания 72 категориям граждан, в том числе 51 категории на полной бесплатной основе .
На лечение льготных пациентов отвлекается до 94% бюджета ПГГ, на оплату лечения остальных граждан приходится не более 6%.
В условиях бюджетных ограничений и неизменного с 2001 года размера сооплаты населения, в системе здравоохранения за последние два года практически не было возможности проиндексировать нормативы финансирования организаций здравоохранения за исполнение ПГГ, повысить заработную плату за счет стимулирующего компонента, сдерживать неформальные платежи населения за медикаменты и медицинские услуги.
По данным Национального статистического комитета цены на медикаменты и изделия медицинского назначения только за 2009 – 2010 годы выросли на треть, при этом расходы государственного бюджета по статье медикаменты увеличились только на 3%. За 2010 год бюджетные расходы на медикаменты в стационарах республики сократились на 25 млн.сом, при удорожании цен на 16%. Доля расходов на медикаменты в бюджете стационаров республики в 2010 году составила 4,4%.
Как следствие, по оценкам независимых экспертов пациенты стационаров за счет собственных средств обеспечивают более 50% потребности лечения в медикаментах и изделиях медицинского назначения .
Более того, формальная льгота 50% оплаты стоимости специализированной амбулаторной медицинской помощи для застрахованных граждан не обеспеченная финансированием из средств ОМС, либо не исполняется и ложится на расходы населения, либо создает финансовые риски для организаций здравоохранения, особенно третичного уровня.
При сохранении масштабов действующей ПГГ на 2011 год, с учетом роста числа госпитализаций за 2010 год, дополнительно потребуется только на медикаменты и изделия медицинского назначения, питание и транспортные расходы 1455 млн.сом бюджетного финансирования, в том числе:
на стационарную помощь – 1229 млн.сом
скорую медицинскую помощь – 51 млн.сом
первичную медико-санитарную помощь, включая льготное лекарственное обеспечение - 175 млн.сом
Для решения названных проблем и создания экономических предпосылок исполнения ПГГ в 2011 году, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики разработало новую, оптимизированную версию ПГГ, построенную на реальных возможностях финансирования из средств государственного бюджета, обязательного медицинского страхования и сооплаты населения.
Оптимизация ПГГ проведена по трем основным направлениям:
1. пересмотрен перечень льготных категорий населения при стационарном лечении;
2. пересмотрены размер льгот при оплате амбулаторных услуг для застрахованных граждан;
3. пересмотрен средний размер стоимости лечения в стационаре через изменение нормативов финансирования из государственного бюджета и обязательного медицинского страхования с учетом высвобожденных средств от предыдущих мер, а также индексации размера сооплаты на уровень инфляции.
По первому направлению:
в категорию граждан, имеющих право на бесплатное получение медико-санитарной помощи по Программе государственных гарантий по социальному статусу на амбулаторном уровне и в стационарах внесены члены семей погибших, а также граждане Кыргызской Республики, пострадавшие в событиях 6 апреля в Таласской области, 7 апреля в городе Бишкек, 13-14 мая в городе Джалал-Абад и в июньских событиях 2010 года в городе Ош и Ошской, Джалал-Абадской областях;
услуги по родовспоможению, женщины с патологией беременности при стационарном лечении (по основному диагнозу), поступающие по поводу прерывания беременности по социальным и медицинским показаниям переведены в разряд частичных льгот с сооплатой в размере 300 сом;
услуги больным острым инфарктом миокарда и эпилепсией переведены на общие условия госпитального обслуживания по статусу застрахованности;
онкологические больные в терминальной стадии переведены на бесплатное обслуживание и лекарственное обеспечение (морфин, промидол и др.) в амбулаторных условиях или на дому.
По второму направлению:
отменена льгота оплаты 50% прейскурантной стоимости амбулаторной услуги на уровне консультативно-диагностических отделений стационаров третичного уровня.
По третьему направлению:
проведена индексация среднего размера сооплаты на уровне инфляции за 2005- 2010 годы в следующих размерах (сом):
Виды сооплаты | Существующие | Предлагаемые | |
Сооплата терапевтического профиля | Минимальный уровень | 200 | 300 |
Средний уровень | 600 | 750 | |
Максимальный уровень | 1250 | 1630 | |
Сооплата хирургического профиля | Минимальный уровень | 260 | 390 |
Средний уровень | 780 | 975 | |
Максимальный уровень | 1620 | 2115 |
Увеличение размеров сооплаты, особенно минимальных размеров, позволит решить несколько задач:
1. пополнить бюджет организаций здравоохранения за счет увеличения поступления сооплаты с 220 до 320 млн. сом, большая часть которых будет направлена на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения;
2. сохранить идею сооплаты как инструмент сдерживания необоснованных госпитализаций в стационар.
На основании вышеизложенного, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики вносит на рассмотрение доработанный с учетом замечаний министерств и ведомств проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О Программе государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью на 2011 год», а также:
-Перечень категорий граждан, имеющих право на получение медико-санитарной помощи по Программе государственных гарантий бесплатно и на льготных условиях на 2010-2011 годы (приложение № 1);
-уровень сооплаты при стационарном лечении в организациях здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика на 2011 год (приложение № 2);
-положение о средствах обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью;
-положение о сооплате за медицинские услуги, предоставляемые организациями здравоохранения по Программе государственных гарантий по
обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью;
-положение о специальных средствах организаций здравоохранения в системе Единого плательщика.
Вышеуказанный проект постановления Правительства Кыргызской Республики размещен на сайте Министерства здравоохранения Кыргызской Республики www.med.kg с 5 марта 2011 года.
Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от _________2011 года № ____
ПОЛОЖЕНИЕ
о средствах обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию Программы государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о средствах обязательного медицинского страхования, направляемых на реализацию Программы государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики (далее – Положение), разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике», «О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики», «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике», Положением о Фонде обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики.
2. Действие настоящего Положения распространяется на организации здравоохранения, заключившие договора с уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования.
3. Средства обязательного медицинского страхования направляются на исполнение Базовой программы обязательного медицинского страхования в рамках Программы государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики (далее – Программа госгарантий), Дополнительной программы по лекарственному обеспечению застрахованных граждан на амбулаторном уровне (далее – Доппрограмма) и на целевые мероприятия.
II. Порядок формирования средств обязательного медицинского страхования
4. Средства обязательного медицинского страхования составляют:
- взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые всеми плательщиками взносов;
- добровольные отчисления физических и юридических лиц, целевые субсидии министерств, государственных комитетов, административных ведомств и других органов;
- взносы благотворительных фондов, международных организаций и граждан;
- финансовые санкции за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, взысканные в установленном порядке;
- средства, поступившие от населения и организаций за приобретение Полисов обязательного медицинского страхования;
- взносы на обязательное медицинское страхование отдельных социально-уязвимых категорий населения, выплачиваемых из республиканского бюджета, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- другие источники, использование которых не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
5. Сбор страховых взносов на обязательное медицинское страхование осуществляется уполномоченными органами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
6. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, независимо от источника их поступления, а также прочие денежные средства, аккумулируются на банковских счетах и используются в соответствии с целями и задачами Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики (далее – Фонд ОМС).
7. Взысканные финансовые санкции за ненадлежащее исполнение договорных обязательств организациями здравоохранения, направляются на рефинансирование обязательного медицинского страхования и не используются на административные расходы.
8. Средства обязательного медицинского страхования являются государственной собственностью. Неиспользованные остатки средств обязательного медицинского страхования переходят на следующий финансовый год, изъятию и перераспределению не подлежат.
III. Использование средств обязательного медицинского страхования
9. Средства обязательного медицинского страхования направляются на:
- финансирование организаций здравоохранения, предоставляющих медицинские, фармацевтические и профилактические услуги по программам обязательного медицинского страхования;
- финансирование медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам Кыргызской Республики организациями здравоохранения с частной формой собственности, заключившими договора с уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования;
- экономическое стимулирование организаций здравоохранения, предоставляющих медицинские и профилактические услуги, реализующих Программу госгарантий;
- проведение иммунопрофилактических мероприятий по Программе госгарантий;
- формирование Фонда поддержки здравоохранения;
- улучшение материально-технического оснащения организаций здравоохранения, работающих по договорам обязательного медицинского страхования и реализующих Программу госгарантий;
- финансирование целевых мероприятий в рамках реализуемых программ;
- стимулирование организаций здравоохранения, медицинских работников, оказывающих содействие в реализации программ обязательного медицинского страхования по решению Правительства Кыргызской Республики.
10. Размер оплаты за оказанные медицинские и профилактические услуги устанавливается в виде унифицированных базовых нормативов финансирования с применением поправочных коэффициентов, отражающих экономические и другие особенности организаций здравоохранения.
Методика расчета базовых нормативов финансирования медико-санитарной помощи, оказываемой гражданам Кыргызской Республики по Программе госгарантий, утверждается Правительством Кыргызской Республики.
Базовый норматив финансирования за оказанные медицинские и профилактические услуги застрахованным гражданам устанавливается организациям здравоохранения независимо от социального статуса застрахованного и размера внесенного взноса, соблюдая принцип солидарности.
11. Оплата за предоставленные медицинские и профилактические услуги осуществляется:
- за каждый пролеченный случай на уровне стационаров и стационарных отделений Центров общеврачебной практики;
- по подушевому нормативу, за каждого застрахованного гражданина, приписанного (обслуживаемого) к Группе семейных врачей (далее – ГСВ) и амбулаторных отделений Центров общеврачебной практики.
12. Оплата за медицинские услуги, предоставляемые застрахованным гражданам Кыргызской Республики организациями здравоохранения с частной формой собственности, осуществляется:
- оплата за каждый пролеченный случай на уровне стационаров;
- подушевой норматив финансирования за каждого застрахованного гражданина, обслуживаемого на амбулаторном уровне в организациях здравоохранения с частной формой собственности;
- сумма возмещения за каждый вид лекарственного препарата, отпущенного аптечными учреждениями гражданам Кыргызской Республики по Доппрограмме.
13. Обеспечение лекарственными средствами по Доппрограмме основано на частичной оплате стоимости медикаментов приобретаемых застрахованными гражданами в аптечных учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования и осуществляется в соответствии с Перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения по Доппрограмме, утверждаемым уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования, по согласованию с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
Объем финансирования направляемый на реализацию Доппрограммы, определяется на основе подушевого норматива из расчета на одного застрахованного гражданина в год, приписанного к ГСВ.
Отпуск лекарственных средств по Доппрограмме аптечными учреждениями осуществляется посредством рецептурных бланков ОМС.
Тиражирование рецептурных бланков ОМС осуществляется централизованно уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования из средств, предусмотренных на финансирование организаций здравоохранения первичного уровня.
14. Централизованные закупки лекарственных препаратов осуществляемые Фондом ОМС, для реализации Программы госгарантий, в части льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения, передаются в организации здравоохранения на безвозмездной основе.
15. Экономическое стимулирование организаций здравоохранений представляет собой систему экономических стимулов, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых медицинских и профилактических услуг.
Система экономических стимулов основана на принципах материального поощрения по результатам исполнения индикаторов, отражающих качество медицинской помощи, направленных на профилактику и укрепление здоровья населения и призвана повысить мотивацию медицинских работников к улучшению качества предоставления медицинских и профилактических услуг гражданам Кыргызской Республики.
16. Формирование Фонда поддержки здравоохранения осуществляется из средств обязательного медицинского страхования и ежегодно утверждается Законом Кыргызской Республики «О бюджете Социального фонда Кыргызской Республики».
17. Средства Фонда поддержки здравоохранения направляются на:
- финансирование мероприятий по профилактике и укреплению здоровья;
- финансирование целевых программ в области здравоохранения;
- развитие здравоохранения;
- оптимизацию и совершенствование деятельности организаций здравоохранений на научной основе;
- иных мероприятий, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
Отчет о расходовании средств Фонда поддержки здравоохранения заслушивается и утверждается Наблюдательным советом по реформе здравоохранения и обязательному медицинскому страхованию.
18. Финансирование иммунопрофилактических мероприятий по Программе госгарантий осуществляется путем централизованного приобретения вакцин и иммуноглобулина.
19. Финансирование мероприятий, направленных на улучшение материально-технического оснащения организаций здравоохранения, реализующих Программу госгарантий, осуществляется путем централизованного приобретения уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования – медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, транспортных средств для оказания экстренной (скорой) медицинской помощи, твердого и мягкого инвентаря для организаций здравоохранения.
20. Финансирование целевых мероприятий в рамках реализуемых программ осуществляется путем оплаты поставщикам за оказанные услуги, направленные на разработку и внедрение инновационных технологий в области обязательного медицинского страхования, разработку новых программ обязательного медицинского страхования, формирование информационных потоков в системе обязательного медицинского страхования, а также за услуги по проведению комплексного мониторинга реализуемых программ.
21. Порядок использования организациями здравоохранения средств обязательного медицинского страхования, поступивших в качестве оплаты за оказанные медицинские и профилактические услуги населению по Базовой программе обязательного медицинского страхования в рамках Программы государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики, а также порядок их учета определяется уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования.
Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от _________2011 года № ____
ПОЛОЖЕНИЕ
о сооплате за медицинские услуги, предоставляемые организациями здравоохранения по Программе государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о сооплате за медицинские услуги, предоставляемые организациями здравоохранения по Программе государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики (далее – Положение), регулирует правоотношения граждан Кыргызской Республики и организаций здравоохранения при предоставлении медицинских услуг по Программе государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики (далее – ПГГ), а также определяет порядок внесения сооплаты, ее использования организациями здравоохранения и возврата пациентам.
2. Сооплата – участие граждан в оплате стоимости получаемых ими медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения, на амбулаторном и стационарном уровне работающими в системе Единого плательщика, сверх объема финансирования ПГГ.
3. Средства, полученные организациями здравоохранения в порядке сооплаты населения, не подлежат налогообложению и изъятию в государственный бюджет.
4. Сооплата на амбулаторном уровне вносится за лабораторные и диагностические исследования (за исключением базовых лабораторных и диагностических исследований, предоставляемых по ПГГ бесплатно), проводимые в Центрах семейной медицины (далее – ЦСМ), Центрах общеврачебной практики (далее – ЦОВП), амбулаторно-диагностических отделениях стационаров широкого профиля (далее – АДО), консультационно-диагностических отделениях стационаров третичного уровня (далее – КДО).
5. Сооплата на стационарном уровне вносится за хирургические и терапевтические мероприятия, согласно размеров установленных ПГГ.
II. Сооплата в ЦСМ, АДО/КДО и амбулаторных отделениях ЦОВП
6. В ЦСМ, АДО/КДО и амбулаторных отделениях ЦОВП сооплата за проводимые лабораторные и диагностические исследования вносится по Прейскуранту на медицинские услуги (далее – Прейскурант). Прейскурант разрабатывается и утверждается Министерством здравоохранения Кыргызской Республики по согласованию с Государственным агентством по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики, и является единым для всех организаций здравоохранения, работающих в системе Единого плательщика.
7. Граждане Кыргызской Республики, имеющие право на льготы, при наличии направления от соответствующего специалиста, освобождаются от сооплаты за проведение лабораторных, диагностических исследований и лечебных мероприятий в соответствии с клиническими протоколами в ЦСМ, АДО, КДО, ЦОВП за исключением дорогостоящих исследований.
8. Граждане Кыргызской Республики, имеющие право на частичные льготы, при наличии направления от соответствующего специалиста, вносят сооплату в размере 50 процентов от стоимости лабораторных и диагностических исследований и манипуляций согласно Прейскуранту в ЦСМ/ЦОВП, за исключением базовых исследований, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Кыргызской Республики.
9. Граждане Кыргызской Республики, не имеющие права на льготы, а также не имеющие направления на лабораторные и диагностические исследования от соответствующего специалиста, за исключением базовых исследований, утверждаемых Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, вносят сооплату в соответствии с Прейскурантом.
10. Граждане Кыргызской Республики, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, за отдельные виды лабораторных и диагностических исследований и манипуляций, отнесенных к дорогостоящим видам исследований и манипуляций, вносят сооплату согласно Прейскуранту. Перечень дорогостоящих видов исследований и манипуляций приводитсяв ПГГ.
III. Сооплата в стационарах и стационарных отделениях ЦОВП
11. При госпитализации в стационар и стационарные отделения ЦОВП размер сооплаты дифференцируется в зависимости от наличия направления от соответствующего специалиста, профиля заболеваний, прав на льготы при получении медицинских услуг. Размеры сооплаты ежегодно утверждаются Правительством Кыргызской Республики после утверждения республиканского бюджета.
12. Граждане Кыргызской Республики, имеющие право на бесплатное получение медицинских услуг по ПГГ, освобождаются от сооплаты при наличии направления от соответствующего специалиста.
13. Граждане Кыргызской Республики, имеющие право на частичные льготы при получении медицинских услуг по ПГГ, при наличии направления от соответствующего специалиста вносят сооплату в размерах, утверждаемых Правительством Кыргызской Республики.
14. Всем пациентам, поступившим в стационары и стационарные отделения ЦОВП по экстренным показаниям, экстренная стационарная помощь до выведения из состояния, угрожающего жизни пациента, предоставляется бесплатно.
15. После оказания экстренной помощи, включая оперативное вмешательство, стабилизации показателей гемодинамики и дыхания пациенты вносят сооплату, как лица, имеющие направление от соответствующего специалиста в соответствии с утвержденными размерами сооплаты.
16. При плановой госпитализации при наличии направления на госпитализацию от соответствующего специалиста размеры сооплаты устанавливаются в соответствии с правами граждан на льготы, предусмотренными ПГГ.
17. Размер сооплаты при госпитализации в хирургические отделения стационаров без проведения операции приравнивается к размеру сооплаты терапевтического профиля.
18. При госпитализации с проведением хирургических и гинекологических операций и манипуляций, отнесенных к малозатратным в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, размеры сооплаты приравниваются к терапевтическому профилю.
19. За проведение необходимых консультаций, лабораторных и диагностических исследований (за исключением дорогостоящих лабораторных и диагностических исследований и манипуляций, утверждаемых Министерством здравоохранения Кыргызской Республики) взимание дополнительных средств с пациентов не допускается.
20. При отсутствии в стационаре или ЦОВП соответствующих специалистов, условий для проведения отдельных видов лабораторных и диагностических исследований (за исключением дорогостоящих лабораторных и диагностических исследований и манипуляций, утверждаемых Министерством здравоохранения Кыргызской Республики), они могут быть проведены в других организациях здравоохранения. При этом дополнительная плата или сооплата с пациента не взимается. Оплата производится направившей организацией здравоохранения, данные расходы учитываются по статье «Расходы на приобретение медикаментов» за счет средств сооплаты.
21. При необходимости проведения дорогостоящих лабораторных и диагностических исследований, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Кыргызской Республики, пациентам, находящимся на стационарном лечении, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, оплата за исследование производится самим пациентом согласно утвержденному Прейскуранту цен, либо из средств Фонда высоких технологий.
22. Если фактические расходы на лекарственное обеспечение пациента превышают трехкратную среднюю стоимость лечения, утвержденную Фондом обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики, лечебно-контрольная комиссия организации здравоохранения вправе принять решение об оплате пациентом дополнительных расходов на лекарственные средства для дальнейшего лечения, независимо от наличия прав на льготы.
23. Граждане Кыргызской Республики, относящиеся к категории малообеспеченных, при предоставлении справки, выданной органами социальной защиты или социальным работником айыл окмоту, могут быть освобождены от внесения сооплаты по решению лечебно-контрольной комиссии организации здравоохранения.
В особых случаях допускается освобождение пациентов от внесения сооплаты лечебно-контрольной комиссией организации здравоохранения, при наличии личного заявления с указанием причин невозможности предоставления справки по малообеспеченности. Оказание медицинских услуг гражданам, освобожденным от внесения сооплаты, осуществляется за счет консолидированного бюджета лечебно-профилактической организации.
IV. Порядок внесения и возврата сооплаты
24. Основанием для внесения сооплаты является талон на сооплату, выдаваемый соответствующим специалистом или врачом приемного отделения стационара и стационарного отделения ЦОВП, в соответствии с разделом II настоящего Положения.
Для пациентов, имеющих право на бесплатное получение медицинских услуг, талон на сооплату не заполняется.
25. Сооплата вносится пациентами в кассу организации здравоохранения. Пациенту выдается кассовый чек или квитанция приходного кассового ордера с указанием суммы внесенной сооплаты.
26. Сооплата должна быть возвращена пациенту в случаях, если право пациента на льготы установлено после ее внесения, а также при выявлении фактов нарушения прав пациентов при получении медико-санитарной помощи в рамках ПГГ.
27. При необходимости перевода пациента, находящегося на стационарном лечении, в другой стационар или в случае летального исхода, возврат внесенной сооплаты производится в размере:
100 процентов – при пребывании пациента в данном стационаре менее суток;
50 процентов – при пребывании пациента в данном стационаре менее трех суток, если пациент находился под наблюдением врачей для уточнения диагноза.
V. Учет, отчетность, контроль использования средств сооплаты
28. Средства сооплаты используются на мероприятия, связанные с обеспечением лечебно-диагностического процесса и питание пациентов в порядке распределения средства сооплаты, установленном уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования.
29. Порядок учета и отчетности по поступлению и расходованию средств сооплаты устанавливается уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования.
30. Контроль за использованием средств сооплаты организациями здравоохранения осуществляет уполномоченный государственный орган в области обязательного медицинского страхования.
Утверждено
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от _________2011 года № ____
ПОЛОЖЕНИЕ
о специальных средствах организаций здравоохранения в системе Единого плательщика
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о специальных средствах организаций здравоохранения в системе Единого плательщика (далее – Положение), разработано в соответствии с законами Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», «О системе Единого плательщика в финансировании здравоохранения Кыргызской Республики», «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике»
2. Настоящее Положение определяет порядок формирования, использования, а также учет и отчетность специальных средств полученных от платных немедицинских и отдельных видов медицинских услуг юридическим и физическим лицам оказываемых организациями здравоохранения.
3. Прейскурант цен на платные немедицинские и отдельные виды медицинских услуг не входящих в Программу государственных гарантий медико-санитарной помощи гражданам Кыргызской Республики (далее – Программа госгарантий) оказываемых организациями здравоохранения юридическим и физическим лицам, разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения по согласованию с Государственным агентством по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве Кыргызской Республики или их уполномоченными органами, в порядке установленном законодательством Кыргызской Республики.
4. Специальные средства являются одним из источников финансирования организаций здравоохранения, входят в состав консолидированного бюджета организаций здравоохранения и направляются на их текущее содержание и укрепление материально-технической базы.
5. Полученные специальные средства и расходы по ним, производимые организациями здравоохранения, отражаются в доходной и расходной частях государственного бюджета Кыргызской Республики.
II. Формирование специальных средств
6. Организации здравоохранения оказывают юридическим и физическим лицам, следующие виды платных немедицинских и отдельных видов медицинских услуг не входящих в Программу госгарантии:
- медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан при поступлении на работу, на учебу в средние и высшие профессиональные учебные заведения, а также при получении водительских прав и вооружения;
- вакуум-аспирация (прерывание беременности в ранних сроках) на амбулаторном уровне в центрах семейной медицины, центрах общеврачебной практики;
- плановое медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан декретированного контингента (за исключением работников бюджетных дошкольных детских учреждений, средних общеобразовательных учреждений);
- анонимное обследование и лечение;
- стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические, хирургические и терапевтические);
- сервисные немедицинские услуги (пребывание пациента в условиях повышенной комфортности, индивидуальное медицинское и бытовое обслуживание больных, питание по заказу);
- производство детского питания, биостимуляторов, биодобавок, вакцин, сывороток, препаратов из компонентов крови, лекарственных средств растительного, минерального и животного происхождения, питательных сред, изделий медицинского назначения, сельскохозяйственной и другой продукции;
- косметологические услуги;
- судебно-медицинские и ритуальные услуги;
- обслуживание бригадами скорой помощи культурно-массовых мероприятий;
- консультационные, информационно-образовательные услуги и иные услуги, оказываемые организациями здравоохранения на основе договоров.
7. К специальным средствам относятся средства, поступающие за оказание медицинских услуг гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств, за исключением граждан, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, а также имеющих вид на жительство и Полис обязательного медицинского страхования, действующий на территории Кыргызской Республики. Порядок предоставления медицинских услуг организациями здравоохранения определяется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями. Оплата за предоставленные медицинские услуги осуществляется по фактическим затратам организаций здравоохранения.
8. К специальным средствам относятся средства, поступающие от иностранных граждан за медицинские услуги, предоставленные организациями здравоохранения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, за исключением граждан, имеющих Полис обязательного медицинского страхования.
9. К специальным средствам относятся средства, поступившие от юридических или физических лиц в виде спонсорской помощи, грантов на выполнение определенных проектов, а также другие поступления средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
III. Порядок использования специальных средств
10. Порядок использования специальных средств организациями здравоохранения, работающими в системе Единого плательщика, осуществляется в порядке, установленном для организаций здравоохранения, уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.
11. Расходование специальных средств организациями здравоохранения, работающими в системе Единого плательщика осуществляется на основании квартальной разбивки плана распределения Министерства финансов Кыргызской Республики.
12. Остаток специальных средств на конец отчетного периода, за исключением налоговых обязательств и сумм, поступивших сверх утвержденных объемов, не изымается в доход государственного бюджета и остается в распоряжении организации здравоохранения.
13. Руководители организаций здравоохранения несут персональную ответственность за организацию внебюджетной деятельности, исполнение обязательных платежей в налоговые органы и в Социальный фонд Кыргызской Республики, обеспечение сохранности, целевое использование, использование специальных средств в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
VI. Учет и отчетность специальных средств
14. Расходы по обслуживанию счета в системе казначейства по учету специальных средств производятся за счет организации здравоохранения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством Кыргызской Республики.
15. Для учета поступления и расходования специальных средств организациям здравоохранения открывается отдельный транзитный счет в региональном отделении Казначейства.
16. Учет специальных средств и отчетность по ним ведутся в соответствии с требованиями и инструкциями Министерства финансов Кыргызской Республики.